УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВСТРАИВАЕМЫХ СИСТЕМ НА БАЗЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРА STM32

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Целью работы является создание учебного стенда для изучения программирования встраиваемых систем на базе микроконтроллера STM32F446.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  • анализ предметной области;
  • анализ существующих аналогов;
  • выбор элементной базы;
  • разработка и создание печатной платы;
  • сборка стенда;
  • разработка методических рекомендаций.

КОМАНДА РАЗРАБОТЧИКОВ

Столяр Илья Витальевич, учащийся Минского радиотехнического колледжа.

Андрейчук Александр Олегович, преподаватель Минского радиотехнического колледжа.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Совершенствование встраиваемых систем управления реального времени является приоритетным направлением развития мировой науки, техники и технологий. Для того чтобы выпускники инженерных факультетов и технических специальностей смогли быть причастными к этой тенденции на конкретных производствах, им необходимо в процессе обучения в учреждениях образования овладеть программированием систем реального времени. 

 

Актуальность совершенствования методических и инструментальных средств поддержки умственной деятельности учащихся и студентов при освоении микроконтроллеров вызвана, во-первых, тенденцией сближения интеллектуального уровня работ в науке и современном производстве с интеллектуальным уровнем образовательного процесса в учреждениях образования; во-вторых, необходимостью взаимодействий учащихся и студентов при изучении микроконтроллеров на уровне смежных дисциплин и учебных предметов таких, как: электроника, микропроцессорная техника, информатика, вычислительная техника, автоматические системы управления.

 
Навыки работы с микроконтроллерами, полученные в процессе обучения в учебном заведении, повысят уровень специалистов, вчерашних выпускников, и будут востребованы на современных производствах.

Современное производство не может обойтись без автоматизации процессов. В связи с чем, программирование встраиваемых систем на базе микроконтроллера становится ключевым навыком инженера. Освоение и закрепление таких навыков традиционно выполнятся с использованием инструментов, условия работы с которыми максимально приближены к условиям прототипирования электронных систем управления.

Разработанный учебный комплекс состоит из двух частей:
 
1. Инструментальная часть представляет собой стенд в виде печатной платы, на которой расположены доступные пользователю электронные компоненты (встраиваемые системы и микроконтроллер STM32). 
 
2. Методическая часть, специально разработанная для представленного набора электронных компонентов, позволяет по принципу «от простого к сложному» самостоятельно выполнить задачи, которые ставятся перед специалистом в условиях реального производства.
 

КОМПЛЕКТАЦИЯ

  • микроконтроллер NUCLEO-F446RE (отладочная плата из линейки STM32);
  • дисплей Oled на контроллере SSD1306 и диагональю 1.3 дюйма;
  • дисплей e-Paper диагональю 1.54 дюйма;
  • беспаечная макетная плата;
  • клавиатура 4 на 4 с подключением типа матрица;
  • адресные RGB светодиоды "Neopixel" WS2813. На плате составлены в виде матрицы 8 на 8 светодиодов;
  • четырехразрядный семисегментный индикатор;
  • десятисегментный индикатор;
  • модель часов RTC DS1307;
  • датчик влажности и температуры DHT22
  • LED панель 10х;
  • блок подключения питания.

ПРЕИМУЩЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

На белорусском рынке не имеет прямых аналогов, а зарубежные – имеют высокую стоимость. Учитывая необходимость регулярно обновлять материально-техническую базу учебных заведений, данная разработка является конкурентоспособной и имеет высокий потенциал коммерциализации.

КОНКУРЕНТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Данная разработка востребована в учреждениях среднего и высшего образования технической направленности и может быть использована при проведении практических занятий по дисциплинам, связанным с радиоэлектроникой, схемотехникой, программированием микроконтроллеров и встраиваемых систем.

СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ

 Готов к использованию. Внедрен в учебный процесс по дисциплине «Встраиваемые системы».

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ И КОНКУРСАХ ПРОЕКТОВ

- Участник республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» (г. Минск, 2024 г.).
- Победитель в номинации «Лучшая бизнес-идея в микро-, опто- и радиоэлектронике» республиканского конкурса бизнес-идей «EnCobi» (г. Бобруйск, 2023).
- Лауреат Конкурсного отбора научных и инновационных идей обучающихся БГУИР (г. Минск, 2023).
- Участник XXIХ Международного ИКТ-форума «ТИБО-2023» (г. Минск, 2022 г.).
- Участник Фестиваля науки – 2023 (г. Минск, 2023 г.).

РАЗРАБОТЧИК

Студенческая научно-исследовательская лаборатория

ул. П. Бровки, 6, г. Минск, 220013, Республика Беларусь

🖂  baranova@bsuir.by
☏  +375 17 293 88 90
🖷  +375 17 390 96 28